«Карельские зарисовки», Настя Малова

Настя Малова

Зов

На Воттоваару мы собрались ехать вдвоем с мужем. Точнее собрался он, а я просто люблю проводить отпуск вместе с ним. Так как-то по умолчанию и получилось. Встретились с Димой. Все благополучно. Друг за другом, не отрываясь, прочли «Карелия. Реальность аномальной зоны». И вот тут я начала осознавать, что это не просто поездка в отпуск. Это то, что способно сильно изменить жизнь. Дима говорил, что с праздным интересом туда лучше не соваться. Прочитав книгу, я поняла почему. У Дениса с этим все было в порядке — он начал разыскивать информацию об этой поездке давно и неосознанно. Его явно что-то тянуло. Меня — нет. Много раз муж спрашивал: «Ну, ты чувствуешь тягу? Чувствуешь, что тебя зовут?». А я не чувствовала. Не было ничего. Я начала думать, не сдать ли мне билет — а вдруг помешаю мужу получить то, зачем он туда собрался? Но так почему-то и не сдала. Дима рассказывал, что перед отъездом могут возникнуть препятствия, что можно даже заболеть и не встать с постели. Я отнесла это к себе — раз меня не зовут, то я точно создам проблемы при отправке.

Утро было радостным, подъем, прилив сил. Перед поездом мы вышли из дома в час пик и рискнули добираться наземным транспортом до метро (был и менее рискованный путь — пешком до ближайшего метро). Чтобы избежать пробки, нам нужен был автобус самого редкого маршрута на нашей остановке. Редкого потому что ходит раз в час. Время мы не выгадывали — вышли как собрались. Подходим к дороге и тут наш редкий автобус. Но до него еще надо перейти дорогу. Тут прямо перед нами загорается зеленый свет светофора, и наш автобус послушно нас дожидается. Неспеша мы сели. И тут я почувствовала, как огромная сила как будто «засасывает» нас. Она тянула нас — обоих — к себе. В этот момент я точно знала — препятствий на пути в Карелию не будет.

Их и правда не было.

Тяжа

Мы прибыли на первую стоянку ночью. В уазике нас как следует протрясло. На улице было прохладно и сыро. Моросил мелкий и противный дождь. Сесть у костра было тепло и приятно. Говорить не хотелось. И кажется не только мне. По другую сторону дороги журчала речка. Дима сказал, что вода в ней лечебная и что нам всем показано с утра в ней искупаться. Вечером у костра мысль о купании в холодную погоду с трудом, но воспринималась — когда тебе тепло, можно и помечтать:)) Ночевали в чуме. Посередине горел костер, а мы по периметру, на скамеечках в спальниках. Я укуталась как могла. Но все равно через несколько часов проснулась от холода. Костер погас. Денис принес дров, разжег его снова и ушел. Костер набирал силу, но согреться так и не получилось. Я выбралась из спальника и пошла греться к большому костру. Вчерашние слова о купании казались мне сейчас полнейшим абсурдом — залезть в холодную речку, когда и так зуб на зуб не попадает — я дома-то не могу устроить себе контрастный душ — силы духа не хватает. Подхожу к костру, смотрю на Дениса — он в шлепках и с мокрой головой. Смотрит на меня: «Купаться пойдешь?». «Неа», — говорю. И в этот же момент понимаю, что пойду. Он смог, значит и я смогу. Смотрю на Свету и Юру — они тоже сушатся. Они тоже смогли.

Как только я ступила в воду, я почувствовала, как сводит ноги. Надо было дойти до самого глубокого места и окунуться. С каждым шагом захватывало дух (или что там еще, что было). Вот уже по пояс. Можно окунаться. Если долго решаться, можно совсем замерзнуть. Окунаюсь с головой. Выныриваю с чувством непонятной необъяснимой радости. Выхожу на берег. Полотенце мы с собой не взяли (подумали, разве аборигены пользуются полотенцем, мы же едем с природой сливаться!). Вытерлась майкой. Тело покрыли иголочки. После реки было тепло голышом. В одежде у костра стало жарко.

В облаках появились разрывы, засквозили солнечные лучи. Был первый рассвет на пути на Воттоваару.

Партизанская сопка

На Партизанскую сопку ведет лестница из полуразломанных каменных плит. Сверху открывается потрясающий вид — лес, лес, лес. Волнами на сопках. И облака сверху.

Мы разошлись — каждый в свою сторону. Надо было найти «свое» место и «заземлиться».

Мне было непросто. Я даже не понимала что значит «заземлиться». На мой вопрос Дима снова повторил то же самое — «заземлиться» и все тут. Впечатления от прочтения книги про Карелию вызывали романтические ожидания — вот место меня позвало, я ложусь на него и получаю Знания! Но. Я стояла на Партизанской сопке и не знала куда идти. Раз за разом возникали желания, но я точно знала — это происки моих романтических ожиданий, не более того. Не знаю, сколько я так стояла, но, в конце концов решила «хоть куда-нибудь» идти. Постояла в одном месте, посидела на другом камне. И тут услышала журчание. Река вроде бы с другой стороны. Прислушалась — нет никакого журчания — лес шумит. Через мгновение — опять журчание. Пошла на звук. Смотрю, тропинка уходит вниз, а посередине камень. Только боком одним выглядывает, а остальная часть в земле. С него должно было быть лучше видно, что там внизу. Я встала на него. И тут же почувствовала гул. Это было похоже на замедленный пульс. Как будто с каждым ударом какого-то огромного сердца камень наполнялся энергией. Он пульсировал. Пока я стояла, этот пульс проходил сквозь меня. Поднимался по ногам, сильно наполнял голову. Небольшой отлив и опять. Все вокруг было одним большим организмом, я была его частью. Все было очень живым. Странное словосочетание «очень живым». Вроде — или живое или неживое (мертвое). Но там мне все показалось именно «очень» живым.

Каменная благодарность

Нам нужно было забраться на сопку, а по дороге насобирать черники. Так мы привыкали к месту, а оно к нам. Мы продвигались медленно. Кто сам по себе, кто в паре. Мы с Наташей и Игорем поднялись самые последние. В то время как остальные успели уже побродить и собирались вниз. Я попросила подождать и пошла оглядеться. Каменные глыбы, стоящие наверху, у меня не вызывали особого желания подойти, посидеть рядом. Прочитав о том, как у одного туриста парализовало руки после того как он прикоснулся к Сейду, я опасалась прикасаться к камням без надобности.

Я дошла до зеленого озерка из мха. За ним стояли рядом три камня. Один из них точно притягивал, но до него еще надо было дойти. Одной было жутковато, и я позвала Наташу. Мы вернулись к камню. Наташа дотронулась до него, обошла вокруг, и начала очищать с него мох. Я стояла совсем рядом. И тут мне показалось, что камень ожил. Что он дышит и от него исходит к Наташе огромная каменная благодарность. В следующий момент Наташа говорит: «Он такой теплый! Мне кажется, что он мне что-то отдает». Точно, я не ошиблась. Он дарил ей благо. Благо-дарил!

Ночь в лесу

Мы продолжали учиться доверию к месту. Надо было поодиночке переночевать в лесу на другом берегу озера и на следующий день вернутся в лагерь. Дима сказал, что нам с Денисом лучше идти вдвоем. Мы взяли с собой коврики, теплую одежду и спички. На байдарке нас отвезли к мысу, с которого мы должны были подняться на горную гряду, найти там место и заночевать. Еще до выхода, глядя на гряду, я думала, что ну там просто невозможно заплутать — просто идти по берегу озера и все!

Денис пропустил меня вперед, «веди», — говорит. Ну, я и повела. Шли мы быстро, я будто бы видела тропу. Ну, то есть тропы там конечно не было, но я была уверена, что идем мы именно по тропе. О том, что мы можем уйти куда-то вглубь, я старалась не думать, но время от времени посматривала на края деревьев. И каждый раз убеждалась, что мы идем по кромке — край леса был рядом, через него тепло просвечивало солнце. И тут в какой-то момент я остановилась. У меня возникло четкое ощущение, что озеро далеко. Я решила проверить. Подошла к краю, так и есть — после края небольшой овраг, а дальше снова лес. И совершенно не понятно, где мы. Места для ночлега мы еще не нашли, а солнце уже садилось. Мы продолжили идти, даже не пытаясь догадаться, где озеро. Через какое-то время мы вышли в странное место — неправильный круг черной земли, на которой практически не было растительности. Вокруг стоят большие валуны. Мы сели на камни. Место жутковатое. От мысли о ночевке здесь мурашки пробегали по коже. Мы пошли дальше и метров через 10-15, нас выбросило на дорогу. Вот тебе и ночевка в лесу:) Ночевать у дороги тоже не было особого желания. Кто-то у края дороги выбросил пустую пластиковую бутылку — даже здесь следы цивилизации:( Мы решили вернуться в то место, несмотря на всю его зловещесть. Мы точно знали, что оно совсем рядом. Но мы не смогли в него вернуться просто потому, что НЕ НАШЛИ. Это было полной загадкой — мы же вот только там были!

Снова вышли на дорогу. Я спросила у места, где нам заночевать и тут слева от нас зачирикала птица. Мы пошли туда и уперлись в болото. Причем это были не просто влажные кочки, там было много воды. Я засомневалась, что нам на ночь глядя надо лезть в болото. Снова задаю вопрос месту. Та же птица, но уже чирикает у дороги. Мы вернулись обратно и решили заночевать на холме у дороги. Там как раз была удобная выемка для костра на склоне. Пока мы собирали дрова, я почувствовала, как сильно хочу пить. Птица — может она показала нам воду? Но я всегда думала, что болотную воду пить нельзя. Но выбора у нас не было, и мы снова спустились к болоту попить.

Денис ловко разжег костер, окуривая костровище дымом от горящего ягеля (когда он этому научился?:)) Я осталась у костра, а он ушел с какой-то «идеей». Минут через пять он вернулся, держа в руках пластиковую бутылку (как раз ту самую, на которую я сетовала, как на остатки цивилизации) с водой. Теперь у нас было самое главное: костер и вода. Мы легли на коврики, но спать не получалось — холодно. Надо мной в небе ярко сияли две звездочки. При чем по очереди, как будто подмигивали. Когда совсем стемнело, прилетели два мотылька. Вначале они кружили между языками костра, но ни одного костер не опалил. Потом они сели на наш рюкзак и просидели там до утра. Утром они улетели, а вместо них прилетели две маленькие птички, которые долго над нами кружились и что-то весело щебетали. Наверное, они просто щебетали. Но мне казалось, что это было именно весело:))

К лагерю мы отправились по дороге. Собирали Иван-чай, смотрели на встающее солнце и точно знали, что идем в правильную сторону. Так оно и было.

Дальше была гора

Хотя нет. До горы еще была вылазка. Дима хотел «посмотреть, как мы ходим». Я думала, что тут смотреть. Ходим как все люди. Выйдем и пойдем. Все-таки все молодые, выносливые. Я просто еще не знала, что значит «ходить»:))

Дима сказал, что идти надо бы след в след, не растягиваясь, не отставая друг от друга. При этом надо бы «заземлиться и занебеситься»:) Вот опять это непонятное состояние «заземлиться»:) Сказал и… побежал. С камня на камень, по болоту, с сопки на сопку. Бегом. За то время пока мы бежали я вспомнила всех, кому можно было помолиться и попросить помощи. Не знаю, это мне помогло (самое главное, я попросила этого у места!) или что-то другое, но за время этой вылазки я не отстала. Время от времени мы останавливались. Дима спрашивал у нас, где лагерь. Мы показывали кто куда. Кто-то определял, кто-то нет.

Часа через два мы благополучно вернулись в лагерь. После того, как Альбина помогла нам восстановить потраченную энергию, она предложила перед сном восстановить наш путь за сегодня — что за чем было: сопка, болото, речка и т.д. Перед сном я честно попыталась это сделать, но картинки в голове сами собой причудливо перемещались, и не было никакой возможности отследить последовательность и я уснула. Ночью я проснулась. Мне даже показалось, что кто-то меня разбудил. Я стала переворачиваться и увидела, что у нашей палатки нет купола — я ясно видела звезды на небе. Умом я понимала, что это невозможно. Снова закрыла глаза, снова открыла — мы под открытым небом и над нами звезды. Если это был бред, то у меня все равно в этот момент не было возможности ни осознать его, ни управлять им. Это были просто звезды над нами. И кто вообще решил, что палатка не может быть полностью прозрачной, если нам этого хочется?:) Утром я вспомнила, как Света еще в первые дни нашего пребывания на озере рассказывала, как ночью открывала глаза и видела не купол палатки, а небо. Я тогда посмеялась про себя — ну мало ли чего привидится!:)

А вот дальше была гора… Я все думала, как написать про то, как мы поднимались, как мы были наверху, как плутали на обратном пути, как меня несли, как я шла сама с двумя пульсирующими мыслями в голове: «не дойду, не дойду, не дойду» и «надо, надо, надо». Каждый там прожил свою жизнь. Или смерть. Или и то, и другое. И все-таки как бы точно я ни подбирала слова для описания, они все равно исказят мой опыт (уж не говорю о чьем-то другом).

И все же расскажу об одном маленьком эпизоде. Мы «шли» (хотя я бы сказала «бежали галопом») наверх. Я уже устала и при этом в моей голове проносилась куча мыслей. Я понимала, что они отнимают мою энергию, они мешают моему подъему, но ничего не могла с ними поделать. Тогда я обратилась к месту и попросила его помочь мне избавиться от мыслей. И через пару минут передо мной буквально материализовался горизонтально нависший над нашей дорогой ствол дерева (может это была толстая ветка? Но мне показалось, что это было настоящее дерево!), в который я со всего разбега впечаталась лбом. Искорки в глазах, звон в голове и никаких мыслей! Место выполнило мою просьбу о помощи:)))

Это все, о чем я могу рассказать словами. Сходить, прожить, вернуться и жить с этим дальше — это намного больше, чем рассказ о том, как это было и как это продолжает быть…

Настя Малова, лето 2007г.